Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Заброшенная автомойка — символ нашего времени»
13 ноября 2020
2 059
Обсудить
«Заброшенная автомойка — символ нашего времени»
Прогулка по центральным дворам Екатеринбурга с художником Ромой Бантиком

Рома Бантик — известный в Екатеринбурге художник. Он регулярно участвует в выставках и создает инсталляции в разных заведениях города, его картины хранятся в частных коллекциях и музеях. Один из главных источников вдохновения Ромы — сам Екатеринбург с большим индустриальным прошлым и сохранившимися памятниками конструктивизма. Мы прогулялись с художником по дворам в центре города и прошлись по Плотинке, где в березовой роще можно увидеть одну из его работ. Рома рассказал, за что любит свой дом со столетней историей, чем его привлекают оранжевые парковочные барьеры и каким образом он оказался продолжателем дела своей прабабушки, которая работала на литейном производстве.

Артефакты во дворе: куча снега, старый прицеп и парковочник

Я живу в Екатеринбурге восемь лет. Приехал сюда из закрытого города — Лесного, когда в 2012-м году поступил в Уральский государственный архитектурно-художественный университет. В последние годы снимаю комнату в доме Малышева, 23. Вывеска на этом здании гласит о том, что оно построено в 1958-м году по проекту архитектора Моисея Рейшера, того самого, что спроектировал знаменитую Белую башню. На самом же деле это год постройки только третьего и четвертого этажей: изначально дом, построенный в конце XIX века, был двухэтажным. А в 1950-е, уже при советской власти, его достроили. Если смотреть на здание со стороны двора, можно увидеть «шов» между вторым и третьим этажами. Мне повезло — квартира, в которой я живу, находится на втором, у нас высокие потолки, много пространства. Во время карантина, когда нас закрыли дома, мы с девушкой часто гуляли во дворе, знакомились с соседями. Те, кто живет тут давно, рассказали интересные истории. Например, о том, что отделку в моей комнате делали пленные немцы.

Летом во дворе очень красиво, зелено, свежо. Зимой мне тоже нравится в нем гулять. Недавно рабочие очистили двор от снега и свезли его в одно место, образовав настоящую гору. С маленьким другом-художником Кириллом с третьего этажа мы устроили в ней настоящий тайник. Такие игры словно возвращают меня в детство, когда я любил вырывать в горе снега норы и забираться внутрь. 

Куча снега для меня — некий артефакт, объект, на который мы чаще всего не обращаем внимания, как и на многие другие, например, на прицеп для автомобиля, лежащий во дворе с лета. А еще есть оранжевые парковочные барьеры, которые мне кажутся очень интересными: когда они открыты, то словно стоят и ждут свои автомобили. Я смотрю на них и думаю: «Почему они находятся именно в этом месте? Какие машины к ним подъедут?» Многие барьеры уже повреждены, видно, что на них нередко наезжали. Мои друзья и знакомые знают о моих симпатиях к этим оранжевым объектам, поэтому фотографируют их и выкладывают снимки в Instagram, отмечая на них меня. Мне это нравится.

Еще я люблю в нашем дворе «пятачок» рядом с заброшенной автомойкой. Летом мы с девушкой часто пили здесь чай. Обычно мы относимся к подобным объектам пренебрежительно. Но, мне кажется, в этой автомойке есть что-то настоящее, искреннее, она напоминает о рабочем духе. Как по мне, эта автомойка — символ нашего времени, когда на смену очередному закрывшемуся предприятию приходит новое. Я, кстати, сам ношу перчатки, в которых работают на производстве или в автомастерских. В нашем дворе также сохранились гаражи, построенные в 80–90-е годы, — тоже наше наследие, как и надписи на них «машины не ставить», «не парковаться». Они — часть уличной культуры.

Мне нравится соседство противоположных по своей сути и стилю домов, построенных в разные эпохи и отлично дополняющих друг друга. Например, во дворах на Вайнера-Малышева стоит новое трехэтажное хранилище культурного центра «Эрмитаж-Урал», где будут храниться экспонаты Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Рядом с ним — на Вайнера, 16 — находится особняк, построенный в конце XIX века. А он, в свою очередь, располагается напротив конструктивистского здания «Дом горсовета №5».

«Белая башня впечатляет до сих пор»

В искусстве мне близок авангард с его строгостью и лаконизмом. Основоположники этого направления хотели изменить привычное мировоззрение, они считали, что форма идет от содержания. Так, Казимир Малевич заложил в «Черном квадрате» такое обращение: «Современники, посмотрите вокруг! Уже дирижабли и люди летают в небе, уже паровозы стучат по рельсам, а мы все восторгаемся венерами и пейзажи пишем». Художники-авангардисты говорили, что новому времени нужно новое искусство и новый визуал.

Основной ветвью авангарда в архитектуре стал конструктивизм. Этот стиль соответствовал требованиям того времени — поменять старое на новое, уйти от архитектуры, которая ассоциировалась с царским режимом. Интересный пример конструктивизма — дом по адресу Воеводина, 6. Его создатель явно обладал очень тонким чутьем формы, композиции: строгие линии, круги, но они безупречны и гармоничны.

Дом по адресу Воеводина, 6

Конструктивизм соответствовал требованиям того времени — поменять старое на новое, уйти от архитектуры, которая ассоциировалась с царским режимом

Мое любимое конструктивистское здание — Белая башня на Уралмаше. Когда в Екатеринбург приезжают мои друзья из других городов, я обязательно веду их к ней. Ее автором является Моисей Рейшер, который сделал эскиз всего за одну ночь и о котором речь шла выше. Создатель этой башни был мечтателем с богатым внутренним миром. Возведенное строителями гидротехническое сооружение не только оказалось самой вместительной водонапорной башней своего времени, но и выглядело очень красиво и необычно. С момента строительства Белой башни прошло 100 лет, а она впечатляет до сих пор. Подобного в мире больше нет.

Мое любимое конструктивистское здание — Белая башня на Уралмаше

Раньше я много читал об авангардной архитектуре, и мне нравился только этот стиль. Сегодня я восторгаюсь и особняками XIX века — люблю, когда сочетается старое и новое. Например, на берегу Исети стоит дом купца Чувильдина, или Косой дом, как его называют в народе. А недалеко от него — прекрасное здание знаменитого современного архитектора Нормана Фостера, где находится штаб-квартира РМК.

Привлекает и Ельцин Центр, созданный архитектором Борисом Бернаскони. Изначально здание строилось под торговый центр, а потому перед Бернаскони поставили задачу переработать доставшееся ему «наследие» в общественный центр. Это большая миссия — не ломать то, что имеется, а изменить, превратить во что-то другое. Мне близок такой подход: вокруг нас переизбыток вещей, предметов, недостроенных зданий,  нам бы с ними разобраться.

Жидкий металл вместо красок

Upcycling (в переводе с англ. «повторное использование» Ред.) соответствует современным тенденциям. Теперь это касается и меня лично. Минувшим летом я познакомился со своим соседом Димой и его другом Лешей, владельцами компании InterMold, специализирующейся на литейном производстве. Мы подружились, и ребята пригласили меня посетить литейный цех, где я в первый раз попробовал «писать» металлом. Это было «вау»! Чтобы создать картину таким образом, надо взять алюминиевые детали, допустим, крышки двигателей, расплавить их и получившийся жидкий металл использовать вместо красок. В этом и заключается upcycling: был двигатель — стала картина.

Раньше, когда я писал красками, мне было сложно определиться с цветом. В этом плане металл универсален, поскольку отражает все оттенки. Так, металлические поручни в метро отражают идущих пассажиров. Металл является самостоятельной единицей. Он сохраняет свою суть, но при этом «дружит» со средой, в которой находится.

Я вырос на Урале, история развития которого тесно связана с промышленностью, заводами. А недавно узнал, что моя прабабушка работала в литейном цехе. Возможно, я и должен был прийти к этой технике. Недавно в Ельцин Центре открылась выставка «Новая живопись Екатеринбурга», где представлены мои «металлические» картины. А первой «галереей» для них стала Плотинка. Это случилось прошлым летом во время проведения партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш». Я сделал свое первое металлическое полотно, взял его в руки и пошел по улицам в поисках нужной локации. Это был некий перформанс: я снимал себя на камеру вместе с картиной в разных точках города. Когда зашел в березовую рощу на Плотинке, сразу понял — это самая подходящая площадка для моей работы.

Плотинка — культовое для Екатеринбурга место. Именно отсюда стал развиваться город. Моя картина, названная «1723» в честь года основания уральской столицы, рассказывает о том, как некий объект совершает путешествие во времени, в пространстве. Эту работу не стоит рассматривать отдельно от контекста: березовая роща — часть инсталляции. У человека, который туда попадает, в зависимости от времени, сезона, погоды возникает определенное ощущение. Вот мы пришли зимой, пробирались по сугробам, набрали в ботинки снег — появилась некая колючесть, отторжение среды. А в другое время будет совершенно иное настроение.

«Искусство должно быть необъяснимым»

Моя первая персональная выставка, в основу  которой легла черно-белая живопись, называлась «IGЯА». Суть экспозиции заключалась в мысли, что жизнь и творчество — это игра, поэтому не нужно относиться к ним слишком серьезно, ведь обычно самое лучшее создается именно в состоянии легкости. С этой выставкой я проехал в 2019-м году по нескольким российским городам — Екатеринбургу, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербургу.

Моя первая персональная выставка, в основу  которой легла черно-белая живопись, называлась «IGЯА»

Вторая выставка под названием «IGЯА 2.0» — ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ» поначалу существовала только в Instagram в виде постов и сторис, а в конце 2020-го года получилось перевести ее на месяц из онлайн-формата в офлайн. Интерьерный центр ARCHITECTOR отмечал в декабре 10-летие и пригласил меня организовать экспозицию в уже закрывшемся отделе сантехники. Было удивительно провести выставку в таком странном пространстве с потертостями на стенах и со следами от снятых логотипов. Это стало для меня определенным вызовом: надо было структурировать работы так, чтобы все смотрелось органично. Я приходил в иц ARCHITECTOR каждый день, делал инсталляции, проводил перформансы, общался со зрителями — мы вместе двигали объекты, меняя пространство. На первом этаже центра до сих пор висит моя инсталляция РЯОMETEY/ПРОМЕТЕЙ — двухметровое панно из алюминия.

Было удивительно провести выставку в таком странном пространстве с потертостями на стенах и со следами от снятых логотипов

Я не ограничиваюсь созданием только картин. Называю это поэзией жизни — нахожу странные, непримечательные на первый взгляд объекты, которые попадают в мой Instagram как экспонаты в галерею. Это может быть повисшая на заборе газета, надуваемая ветром как парус, или вмерзшая в лед вешалка для одежды. То, что я делаю, можно назвать междисциплинарным искусством — это и каллиграфия, и видео, и перформанс, и фото. По сравнению с прошлыми годами моего творчества я понял — чтобы создать работу про свободу, необязательно только писать. Можно танцевать, и в танце будет больше свободы, чем в картине.

В творчестве я иду от личного — от моих мечтаний, фантазий, от моего чувствования этого мира. Считаю, что искусство должно быть необъяснимым. Мы и так всему вокруг пытаемся найти определение, а магия и ценность созданного произведения заключается в том, что оно никак пока не истолковано, не определено и не приземлено тем, что мы о нем думаем.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Кристина ШабунинаПолина Рашковская
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Срок владения для квартир, купленных по ДДУ
Добрый день! В дду Застройщик прописал следующее: 1. Стоимость квартиры (которая была оплачена сразу) 2. Сумма доп взносов (остекление балкона и стяжка полов). Объект долгострой, и платеж за остекление внесён сразу не был (только в 2024 году, когда объект достраивался ). В НК описано, что срок владения отсчитыается с момента полной оплате жилого помещение, но что делать с этими взносами ? Входят ли они в оплату помещения?
727
46
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости